RS-COM » Разное » Организация мультимодальных перевозок грузов

Организация мультимодальных перевозок грузов

Организация мультимодальных перевозок грузовПод мультимодальной перевозкой понимают доставку одного груза с помощью транспорта, как минимум, двух видов. Доставку в этом случае организует один перевозчик, который несет ответственность за груз на всем пути. Выполняется мультимодальная перевозка в рамках одного договора.


По словам специалистов компании WTS Group мультимодальными могут быть любые перевозки, где используется железнодорожный, морской, воздушный транспорт, если получатель и отправитель не организуют доставку до вокзала, порта или аэропорта собственными силами. В любом случае груз придется переносить с борта автомобиля на платформу или в грузовой отсек основного транспорта (поезда, самолета, судна), а после прибытия в пункт назначения - на борт другого автомобиля, на котором его и доставит до склада получателя. В рамках мультимодальных перевозок транспортная компания берет на себя ответственность за все этапы транспортировки.


Особенности и популярные схемы мультимодальных перевозок


Мультимодальные перевозки могут сэкономить время и деньги в следующих ситуациях:


  1. Груз необходимо доставить через океан или море, а порт находится далеко от точки назначения.
  2. Точку назначения отделяет от точки отправления несколько тысяч километров, и используется наиболее экономичный вид транспорта (судно или поезд).
  3. Маршрут доставки предполагает использование нескольких видов транспорта ввиду отсутствия автодорог или возможности их безопасно использовать.


Главное преимущество мультимодальной перевозки - полные гарантии сохранности груза или выплаты по страховке, если он повредится или будет утерян по дороге. Когда за весь процесс отвечает один перевозчик, добиться компенсации в случае необходимости значительно проще.

В процессе доставки могут использоваться все виды транспорта, в том числе авиационный:


  • ж/д транспорт (используются при перевозке на большие расстояния);
  • судно (применяют как основной или дополнительный транспорт);
  • самолет (для быстрой доставки, а также транспортировке в населенный пункт, куда невозможно добраться по автодороге, на поезде или судне).
  • автомобиль (необходим при любых схемах, за исключением случаев, когда получатель сам может придти на вокзал, в аэропорт или морской порт).


Эти виды транспорта можно сочетать как угодно, если позволяет инфраструктура.

Порядок организации мультимодальных грузоперевозок


Мультимодальные перевозки осуществляются по разным схемам. Но основные этапы можно назвать:


  1. Передача груза перевозчику, упаковка, погрузка в контейнер (при необходимости), оформление документов.
  2. Погрузка на автомобиль, доставка до морского порта, железнодорожной станции или аэропорта. Перегрузка.
  3. Перевозка на судне, поезде или самолете.
  4. Разгрузка в стране, регионе или городе получателя, погрузка на автомобиль.
  5. Доставка до склада, офиса, дома получателя.


С перевозчиком оформляется один договор, регламентирующий весь процесс транспортировки. Груз страхуют. Клиент - владелец груза - не заботится об этапах перевозки, не ищет отдельного подрядчика на доставку другим видом транспорта, разгрузку и погрузку. Всем занимается одна компания-оператор. Она же может взять на себя и таможенное оформление.


Все, что необходимо для организации перевозки, - это:


  • предоставить документы на груз, если они необходимы (например, если это опасный груз, или требуется таможенное оформление);
  • подписать договор с перевозчиком, где будут прописаны все условия.


Получив груз, перевозчик составляет расписку (коносамент) и предоставляет ее отправителю.

Таможенное оформление осуществляют не все компании. Однако если речь идет о международных мультимодальных перевозках, чаще всего перевозчик берет на себя обязанности таможенного брокера, подготавливая все документы для оформления груза на границе.


"Подводные камни" мультимодальных перевозок


Если перевозкой занимается один перевозчик, он берет на себя всю ответственность за сохранность груза и своевременную доставку в точку назначения. Даже если он заключает договора с разными транспортными компаниями, владельцу груза не нужно будет искать виновника. Оператор выплатит компенсацию и предоставит документы для получения страховки. С этой точки зрения владелец груза защищен. Однако проблемы все же могут возникнуть:


  1. Обман со стороны оператора или банкротство компании-перевозчика. В этом случае груз может пропасть вовсе. Единственный способ избежать этого - обратиться в компанию с хорошей репутацией.

  2. Проблемы на границе. При неправильном оформлении документов груз могут задержать. Если дело в тех бумагах, которые предоставили вы, компания вряд ли выплатит неустойку за задержку.

  3. Ошибки или неучтенные нюансы при составлении договора с перевозчиком. Если груз имеет высокую ценность, любой промах в юридической стороне дела может повлечь убытки. Убедитесь, что в договоре прописаны права и обязанности сторон, порядок передачи груза, штрафные санкции за задержку, компенсацию за повреждение, а все условия устраивают.


В целом, мультимодальные перевозки гораздо удобнее и безопаснее, чем интермодальные (транспортировка, при которой всеми этапами занимается грузоотправитель или получатель). Если договор и другие документы были оформлены с учетом интересов владельца груза, проблем при транспортировке не возникнет, а если и они и появятся, ими займется перевозчик.